Основные причины поломки турбокомпрессора
Автомобильный турбокомпрессор, несмотря на обещанную производителем долговечность и износостойкость, иногда дает сбой, и ломается. Поэтому надо своевременно устранять неисправности турбины как дизельного, так и бензинового двигателя.
Синий выхлопной дым – это признак сгорания масла в цилиндрах мотора, попавшего туда из турбокомпрессора или двигателя. Чёрный дым — означает что есть утечка воздуха. Белый дым — указывает на засорение сливного маслоотвода турбонагнетателя. Свист — утечка воздуха на стыке выхода компрессора и мотора. Скрежет — указывает на трущиеся элементы всей системы турбонаддува.
В нашем автосервисе можно произвести диагностику и ремонт турбины. Специалисты сервиса работают на современном оборудовании (стендах), и имеют большой опыт. Монтаж и демонтаж на месте. Гарантия на работы 2 года.
Недостаточная мазка или маслоголод
Недостаточная смазка
Если подача масла к турбокомпрессору будет ограничена на длительное время (более 10сек.) в системе подшипников турбины появятся царапины и пригары. Также это проявится характерным обесцвечиванием вала и шейки вала. Этот тип неисправности известен как масляное голодание.
Масляное голодание может быть вызвано следующими причинами:
- Неправильная установка турбокомпрессора
- Повреждена (замята) трубка подвода / отвода масла
- Низкое давление масла из-за сбоя в системе системы смазки
- Низкий уровень масла в двигателе
- Использование герметика может привести к ограничению подачи масла
- Поломка масляного насоса
- Попадание воздуха в систему смазки
Грязное масло
Маслоголод
Загрязнения попадающие в систему смазки турбины, приводят к глубоким царапинам на валу и подшипниках скольжения ТКР. Чтобы избежать таких проблем, масло и фильтра должны быть рекомендованного производителем двигателя качества (OEM). Обязательно замените масло и фильтра при установке новой турбины, а также с периодичностью, рекомендованной производителем автомобиля / двигателя.
Загрязнение масла может возникать в результате:
- Масляный фильтр засорился или плохое качество фильтрации (некачественный фильтр)
- Грязь попала при ремонте
- Износ двигателя
- Масло идет в обход фильтра (неисправен перепускной клапан масляного фильтра)
- Масло низкого качества
Химическое загрязнение масла
Химическое загрязнение приводит к большему износу опорного вала и перегрева. Визуальные признаки являются почти такими же, как и от недостаточного смазывания. Обычно причиной является разжижение масла топливом, уменьшающим смазочные свойства масла.
Некачественное топливо
Так как турбонагнетатель работает за счет скорости выхлопных газов, то плохой бензин может на лопастях или внутренней части улитки оставлять сильный нагар. Что уменьшает эффективность работы. В турбинах с изменяемой геометрией происходит закисание направляющих.
Рекомендуется заливать только высокооктановый бензин или качественную солярку. Периодически совершать длительные поездки на большие расстояния, выжигая нагар из турбины.
Повреждение турбинного колеса посторонними предметами
Механические повреждения
Кроме выше сказанного, турбокомпрессора может выйти из строя из-за попадания твердых предметов, пыли в него. В большинстве случаев это может прилететь из всасывающего коллектора. Старый воздушный фильтр принесет большие расходы на ремонт.
Рекомендуется менять воздушный фильтр вместе с заменой масла.
Абразив в моторном масле (металлическая стружка)
Рекомендации по устранению причины попадания стружки в моторное масло:
- Снятие и очистка масляного поддона двигателя и маслоприемника.
- Снять и проверить состояние масляного насоса, при износе заменить его на новый, даже если насос при этом создает давление, он может давать стружку.
- Снять коренную и шатунную шейки, и проверить состояние коренных и шатунных вкладышей коленчатого вала, при износе заменить вкладыши и при необходимости заменить коленчатый вал на новый.
- Если двигатель с цепным приводом ГРМ, снять переднюю крышку двигателя и проверить состояние цепей, шестерен привода ГРМ и успокоителей, при износе заменить на новые.
Масляный фильтр очищает масло только при прогретом двигателе. На холодном двигателе, при загрязненном фильтре масло сбрасывается напрямую через клапан и не очищается фильтром.
Разрушение колеса турбины из-за высокой температуры (догарание топлива в турбинной части)
Перегрев
Чаще всего система смазки турбокомпрессора совмещена с системой смазки двигателя. Масло двигателя используется и как смазка турбины и как её охладитель. Перегрев случается, когда двигатель остановили после работы под большой нагрузкой. В заглушенном двигателе циркуляция масла прекращается. Это приводит к тому, что охлаждение турбины прекращается и оставшееся в очень горячей турбине небольшое количество масла закоксовывается.
Высокие температуры от 800 до 1000 °С выхлопных газов, проходящих через турбокомпрессор, создают условия для закоксовывания масла и износа системы подшипников. Основной ущерб приходиться на сальник турбинной части, затем кольцо врезается в вал, крыльчатку и втулку (подшипник) турбинной части. Способность пропускать масло в подшипники через масляные каналы уменьшится закоксовавшимся маслом.
Так же при перегреве увеличивается износ упорных подшипников и могут появляться сквозные трещины в корпусе турбинного колеса.
Причина: перегрев корпуса (позднее зажигание, бедная смесь, момент впрыска).
Мы рекомендуем перед тем, как заглушить двигатель дать поработать ему на холостых оборотах 2-3 минуты для охлаждения системы.
Причины перегрева:
- Забившийся воздушный фильтр, или чрезмерное сопротивление впуску
- Остановка горячего двигателя
- Низкое качество масла, нестойкость его к закоксовыванию
- Нерегулярная замена масла
- Попадание воздуха или газа в систему
- Неисправность ТНВД или форсунок
- Неправильная установка турбины
- Отсутствие подачи масла
- Чрезмерные нагрузки и предельные режимы эксплуатации
Осевой люфт
Осевой люфт возникает вследствие избыточного давления в выхлопной системе. Как следствие виной этого является неисправность катализатора, сажевого фильтра.
Виной осевого люфта также может служить засорение воздушного фильтра или негерметичный интеркулер.
Рекомендации:
- Проверить давление выхлопных газов, далее замена или удаление катализатора.
- Проверить систему горного тормоза в системе выхлопа (касается грузовых автомобилей).
- Проверить на герметичность интеркулер и патрубки.
- Заменить воздушный фильтр.
Оплавление вала
Происходит в следствии неисправности топливной системы, что вызывает сильное повышение температуры двигателя и превышает допустимые температуры турбины.
Рекомендации:
- Проверить топливную систему автомобиля.
- Проверить поршневую группу на предмет прогорания поршня.
- Удалить катализатор или сажевый фильтр, если такой имеется.
Дисбаланс
Дисбаланс может возникать в результате описанных выше причин, как их следствие.
Забитый воздушный фильтр, катализатор
Повышенное сопротивление на впуске, причинами которого могут быть воздушный фильтр, поврежденные соединения или патрубки недостаточного диаметра, ведет к уменьшению количества воздуха, поступающего в цилиндры, и повышению температуры отработавших газов.
Повышенное сопротивление на впуске и работа на больших высотах над уровнем моря могут привести к поломке корпуса турбинного колеса и даже к поломке самого турбинного колеса под действием высоких температур.
Если не менять воздушный фильтр в соответствии с требованиями производителя, то существует высокая вероятность отложения грязи в корпусе компрессорного колеса, что приведет к уменьшению поступления воздуха в цилиндры и далее к перегреву.
Так же неплотно прилегающие прокладки во впускном и выпускном коллекторе приводят к уменьшению подачи воздуха. Помимо рекомендаций производителя по замене воздушного фильтра необходимо помнить, что воздушный фильтр следует менять не по пробегу, а по состоянию.
При забитом катализаторе создается избыточное давление выхлопных газов в выхлопном коллекторе, что в свою очередь может привести к повышению давления в турбокомпрессоре с последующим его выходом из строя.
Профилактика поломок турбины
Чтобы продлить срок работоспособности турбонагнетателя, следуйте простым правилам:
- Своевременно меняйте воздушные фильтры.
- Заливайте оригинальное масло и качественное топливо.
- Полностью меняйте масло в системе турбонаддува после каждых 7 тыс. км пробега.
- Следите за величиной давления наддува.
- Обязательно прогревайте автомобиль с дизельным двигателем и турбокомпрессором.
- После длительной поездки дайте горячему двигателю остыть – поработать на холостых оборотах минимум 3 минуты, прежде чем выключать его. Не будет углеродного осадка, который вредит подшипникам.
- Регулярно проводите диагностику.